Все про автомобильный кондиционер

Все про автомобильный кондиционер

Когда на термометре градусника температура добнимается в плюс, многие автолюбители озадачиваются вопросом, где и как качественно заправить автомобильный кондиционер. Если есть спрос, найдутся и предложения. С наступлением сезона пункты по заправке кондиционеров появляются как грибы на улицах города, на дорогах, в автомастерских и прочих подходящих для этого местах. Некоторые из них так и манят заманчивыми ценами, другие же только отпугивают дороговизной. Как вы понимаете бесплатный сыр только в мышеловке, но переплачивать тоже не хочется. От чего же зависит цена на услугу и кого выбрать? Качественно? А что можно его заправить не качественно? Все же так просто, работает, значит все хорошо. Или нет? Давайте попробуем в этом разобраться. Для начала давайте разберемся, из чего состоит и как работает этот самый чудо прибор – автомобильный кондиционер.

Из чего?

Любой кондиционер состоит из следующих компонентов: компрессор, конденсатор, фильтр-осушитель, ТРК и испаритель. Все они последовательно соединены друг с другом в герметичный замкнутый контур при помощи специального трубопровода. Внутри этой системы под давлением циркулирует хладагент. Это инертный газ, благодаря которому и происходит охлаждение воздуха в салоне автомобиля. Но об этом позже.
Конденсатор это наружная часть системы кондиционирования. Он состоит из множества ячеек, через которые проходит воздух нагнетаемый вентилятором и магистралей, по которым течет хладагент. Он устанавливается в передней части автомобиля рядом с радиатором. Его функция интенсивно охлаждать и сжижать хладагент.
Название фильтр осушитель говорит само за себя. Его задача фильтровать поток хладагента от продуктов износа подвижных частей компрессора.
ТРК это терморегулирующий клапан, он представляет собой тонкий капилляр с регулируемым диаметром отверстия, через который газ под максимальным давлением попадает в испаритель.
Испаритель можно назвать «антиконденсатором», его функция прямо противоположна. Он пропускает через свои ячейки воздух, тем самым охлаждая его.

Как?

Система кондиционирования имеет два контура: «низкого» давления и «высокого» и давления. Оба они замкнуты на компрессор кондиционера. Контур высокого давления это сторона нагнетания, контур низкого давления это сторона всасывания.
Компрессор установлен на ДВС и получает крутящий момент от основного двигателя через ременную передачу. Как только вы включаете кнопку А/С, подается питание на электромагнит установленный на шкив компрессора, который притягивает муфту фиксируя соединение и компрессор начинает работать.
Компрессор создает давление и толкает газообразный хладагент в конденсатор. Газ из-за повышения давления нагревается, так что контур высокого давления лучше не трогать руками. В конденсаторе газ охлаждается и переходит в жидкую фазу.
Это происходит, потому что как известно нам из физики всякое изменение, происходящее в системе и сопровождающееся изменением хотя бы одного из параметров состояния, обязательно повлияет на другие параметры системы. Вот наша система
PV = RT.
Мы знаем, что объем системы не изменяется, (V)=const, в нашем случае меняется только давление(P) и температура(T). Значит давление, будет прямо пропорционально температуре.
P/T =const
Конденсатор изготавливают из материала с высокой теплопроводностью, например алюминий. Интенсивно охлаждаясь потоком воздуха, конденсатор забирает часть тепловой энергии, из газообразного хладагента вынуждая его конденсироваться.
Газ отдал часть энергии и стал жидкостью, но давление от компрессора толкает его дальше и он попадает в фильтр-осушитель где, отчистившись от влаги и грязи, завершает свое превращение и выходит оттуда полностью жидким.
Впереди на его пути остался последний пункт назначения – испаритель. Но перед тем как в него попасть хладагент попадает в ТРК. И без того сильно сжатый и горячий он попадает в еще более узкое пространство, давление становится еще больше. В этот момент за все время, что он течет по системе, он максимально сжат. И вот, наконец, через маленькое отверстие он под большим давлением начинает впрыскиваться в большое пространство испарителя. Жидкость моментально начинает кипеть и превращаться в газ. Это бы произошло еще раньше, но из-за очень малого пространства хладагент просто не мог этого сделать. Испаритель же напротив, имеет большое пространство для газа. В этот момент в нем происходит процесс противоположный тому, что идет в конденсаторе. Превращаясь в газ, жидкость забирает тепловую энергию с корпуса испарителя, тем самым охлаждая его. Испаритель в свою очередь охлаждает воздух, проходящий через его ячейки в салон. Отработавший газ выходит через контур низкого давления и направляется обратно в компрессор, чтобы опять повторить цикл.
В качестве хладагента используются газы называемые Фреоны. Это соединения на основе фтора и хлора. Обозначаются они буквой «R» (Refrigerant) и номер хладагента. Например, R134а. Буква «а» в конце обозначает, что фреон азонобезопасный. Именно такой газ используется в автомобилях, начиная с 1993г. До этого использовался другие фреоны. Их использование сократили из-за того что они разрушают озоновый слой. Для таких газов есть безопасные аналоги.
Как работает, выяснили.

Зачем его заправлять?

Давайте теперь разберемся, зачем его же заправлять, кондиционер.
Вот настало лето, вы садитесь в нагретый солнцем автомобиль и понимаете что слишком жарко. Нажимаете кнопку А/С и ожидаете что на вас обрушится поток морозной свежести. Но нет, на вас дует теплый воздух. Вы открываете капот, смотрите на муфту кондиционера, но она не крутится. Что случилось? Сломался компрессор? Почему он не работает, ведь кнопка нажата?
Но тут вы вспоминаете, что где-то слышали, если нет газа, то компрессор не включится.
По пути вам попадается стоящий на обочине заправщик кондиционеров, вы обращаетесь к нему за помощью. После осмотра он вам заявляет, что газа нет, но эту проблему обещает решить за 10 минут времени и небольшую плату. Вы соглашаетесь. При помощи шланга и баллона он заполняет вам систему и, о чудо, в машине подуло холодком. Все счастливы. Но проходит две недели и ваша радость заканчивается. Кондиционер опять не работает.

Почему не работает?

Исправная система кондиционирования достаточно долговечна. Газ не вырабатывается, он все время меняет свое агрегатное состояние, но никакого химического воздействия на него не оказывается. Того же нельзя сказать про систему.
Давайте подумаем, что может сломаться.
В компрессоре присутствуют движущиеся детали. Они тщательно смазываются маслом, которое смешивается с газом и циркулирует потоком по всей системе. Но полностью износа избежать нельзя. Металлическая стружка попадает в поток газа и циркулирует с ним по системе, пока не попадет в фильтр-осушитель. Система кондиционирования содержит множество мельчайших магистралей и поэтому очень чувствительна к инородным частицам, а попросту к грязи. При загрязнении кондиционер очень быстро выйдет из строя.
Промышленные и даже самые обычные бытовые холодильники имеют герметично запаянный контур, благодаря чему их долговечность превышает долговечность кондиционера. В условиях автомобиля по понятным причинам нет возможности полностью запаять систему, поэтому приходится использовать соединения. Во всех соединениях устанавливаются уплотнители, обеспечивающие надежную герметизацию. Но со временем, под воздействием температур и окружающей среды, материал уплотнителя изнашивается, и в системе возникают микроутечки. В процессе они только увеличиваются. В результате количество хладагента уменьшается, а так же вовнутрь системы может попасть влага и даже грязь.
Влага тоже очень вредна для кондиционера. При попадании в контур она вызывает коррозию металлических частей. Компрессорное масло при взаимодействии с ней теряет смазывающие свойства и может разложиться на более вязкие вещества, которые буду только затруднять работу компрессора, что приведет к перегреванию и к поломке, и на кислоты, которые еще больше будут разрушать систему изнутри. Так же влага приводит к перемерзанию трубок, что опять же ухудшает проходимость газа, заставляя компрессор работать на повышенных нагрузках и перегреваться. В общем, влага и грязь это убийцы вашего компрессора. Для защиты электрооборудования и всех контактов применяют Жидкую изоляцию Нанопротэк.

Как избавиться от грязи и влаги?

Если вы осуществляете ремонт системы кондиционирования, то конечно советую обращаться к специалистам. Убрать грязь из системы можно только путем промывки. Это обычно делается, если система длительное время была разгерметизирована. Промывка осуществляется после полного демонтажа деталей системы. Для промывки используется специальный промывочный реагент. После чего деталь продувается азотом для удаления всех остатков промывочной жидкости.
Если же система герметична и разборка осуществлялась для ремонта, каких-то других узлов, промывать ее не обязательно. Хотя производители рекомендуют менять фильтр осушитель при каждой разборке системы. Если автомобиль достаточно новый и кондиционер работает без нареканий, то достаточно будет вакуумирования системы. Но при разборке не забудьте заглушить все разобранные компоненты во избежание попадания пыли и влаги.
Фильтр-осушитель все-таки стоит заменить, если кондиционер подвергался ремонту.
Удаление влаги производится при вакуумировании системы. Для этой процедуры используется одно- или двухступенчатый вакуумный насос. Время вакуумирования зависит от производительности насоса и объема системы.
Вакуумирование это процесс, при котором в системе, при помощи вакуумного насоса создается отрицательное давление. Естественно полного вакуума добиться нельзя, газ в системе просто становится более разряженным. При меньшем давлении точка кипения жидкости смещается в сторону меньшей температуры. Благодаря этому влага начинает испаряться более интенсивно при низкой температуре и удаляется из системы.
Теперь вы понимаете, почему не стоит обращаться к не профессиональным заправщикам. Если нет газа, значит кондиционер не исправен, и требуется диагностика и профессиональный ремонт. И только после этого можно думать о заправке.

Оборудование.

Допустим, кондиционер исправен и система демонтировалась, для ремонта двигателя.
Давайте разберемся, как отличить профессионала от дилетанта. Для этого нам нужно понять, какое оборудование требуется для заправки.
Как уже говорилось ранее, при заправке кондиционера всегда обязательно делать вакуумирование системы, чтобы удалить влагу, следовательно, у мастера должен быть вакуумный насос. Зарядные шланги и манометры чтобы контролировать давление газа в контурах высокого давления и низкого давления. Что бы правильно определить количество газа, нужны весы с точностью не менее 0,01 кг. Как вы знаете, в системе циркулирует компрессорное масло и при разборке часть его вытекает вместе с фреоном. Следовательно, это количество нужно добавить в систему при заправке кондиционера. Если же производилась замена каких-то компонентов, то это количество увеличивается соответственно потерям. Основное количество масла остается в компрессоре, при его замене обязательно проконтролируйте, чтобы мастер заполнил маслом новый компрессор либо сообщил вам о его наличии или отсутствии. Очень важно знать точное количество чтобы не перелить и наоборот не оставить ваш кондиционер без смазки. Для заправки масла в систему используется масляный инжектор.
Все вышеперечисленное это минимальный комплект для заправки кондиционера. Если у мастера отсутствует что-то из этого списка, я бы не рекомендовал пользоваться его услугами.
Так же могут использоваться дополнительные приборы. Их наличие позволяет мастеру более точно оценить работоспособность вашего кондиционера.
Гигрометр и термометр для измерения влажности и температуры на выходе. Течеискатель чтобы определить утечки хладагента. Для локализации утечек так же может использоваться специальный ультрафиолетовый маркер. Это контрастная жидкость, которая добавляется в систему, после чего при помощи UV-лампы просвечиваются предполагаемые места утечки. Как правило, это места соединений и повреждений. В UV-излучении маркер будет ярко светиться, благодаря чему место утечки можно легко найти.
Крупные авто мастерские используют автоматические станции для заправки кондиционера. Станция представляет собой вышеописанные приборы, собранные в один умный аппарат с электронным управлением. Работа оператора сводится только к тому, чтобы подключить станцию к автомобилю и ввести нужные данные на консоли управления. Количество газа, масла, время вакуумирования и другие, в зависимости от набора функций станции. Все остальное аппарат сделает сам.
Автоматические станции бывают разного класса. От больших промышленных, которые используются в серийном производстве автомобилей до относительно не дорогих с минимальным набором функций. Стоимость их тоже сильно отличается. Исходя из стоимости аппарата, СТО и устанавливает цену на свои услуги. Как вы понимаете, если станция стоит дорого, то ни кто не будет расходовать ее ресурс за низкую плату. Запомните, дорого не значит хорошо, возможно вам, не нужны те услуги, которые вам навязывает фирма. Например, такие как сбор и очистка старого хладагента, промывка системы и прочие. Определитесь, что конкретно требуется вашему автомобилю, и только после этого выбирайте, чьим клиентом вы станете.
Перед тем как заплатить деньги расспросите мастера, что он и как собирается делать. Если вы понимаете, что он хорошо разбирается в данном вопросе тогда бояться нечего. Опытный мастер знает, какое количество газа и масла требуется для вашего автомобиля. Вы же можете посмотреть эти данные на специальных, информационных наклейках. Обычно они расположены в моторном отсеке автомобиля.
В первую очередь оценивайте оснащенность пункта по заправке кондиционеров, квалифицированность мастера и только потом ориентируйтесь на стоимость услуги. Если вам не все равно как долго и качественно будет работать ваш кондиционер, необходимо соблюдать все правила по его ремонту и заправке. Не допускайте ремонта на улице, не забывайте что пыль и влага губительны для него. Обращайтесь только к профессиональным ответственным специалистам.

Расскажи о нас:

Nanoprotech в соцсетях

Подписка на новости

 

Имя:
E-mail:
Новости компании, акции,
мероприятия. Рассылка один раз в неделю. Гарантируем не передавать ваши данные третьим лицами.
 

Защита от коррозии

podval_1

Защита электрики

podval_2

Универсальная защита

podval_3

ОOО “Инновационные Технологии”, г. Санкт-Петербург.